участник боевых действий в Афганистане, кавалер многих Орденов
и медалей Советского Союза, Российской Федерации и ряда других
государств, генерал-лейтенант Афанасьев Анатолий Петрович.
( из бесед с Дедушкой)
Любовь и добро всегда побеждают зло.
После окончания педагогического института я свой отпуск проводил у Дедушки, в лесу. В один из чудесных летних вечеров мы сидели с ним на берегу реки, смотрели на воду, на лес, на золотистое скошенное хлебное поле, что виднелось через большую прогалину в приречном лесочке. Густеющие вечерние сумерки медленно опускались на землю, в чуткой вечерней тишине слышны были все шорохи: упавшая веточка, беготня ежика по сухим листьям, всплеск рыбешек в затоне реки у нашего берега.
Вскоре все успокоилось, затихло – природа погружалась в сон. Я не только видел, но физически чувствовал ее тихую, задумчивую красоту, ее нежное объятие, которым она окутывала меня и наполняла мою душу светлой радостью жизни. Я ощущал и неслышное движение воздуха, запахи трав, леса, реки. Чувствовал и дух согретой за день земли и начинавшей отдавать свое тепло надвигающейся ночи.
Мне было очень хорошо. Не хотелось ни вставать, ни говорить. Магическая власть природы крепко держала меня в своих объятьях. Мы молчали, пока совсем не сгустились сумерки.
- Алеша, - прервал мою зачарованность вечером Дедушка, – давай подогреем чайник.Когда распивали чай, я сказал, что очень соскучился по тебе, Дедушка и по нашей природе. Последний месяц эти чувства, как наваждение, не отпускали меня. Я по-настоящему почувствовал власть родной земли, родного дома.
- Да, Алеша, это святое чувство – выше, значимее его, ничего нет. Родная земля и родной дом для человека – все. Без Родины нет человека.
- Дедушка, когда я ехал домой, то постоянно думал и о том, как я начну свою учительскую деятельность, как мне завоевать любовь моих учеников.
- Ну, и что ты надумал? – спросил Дедушка, как мне показалось, с большой заинтересованностью.
- Много надумал: и хорошо готовиться к урокам, справедливо и ровно относиться ко всем ученикам; свое плохое настроение, если оно будет, оставлять за порогом школы, быть всегда аккуратно одетым и т.п. Но чувствую, что не додумался до чего-то важного, существенного.
- Согласен с тобой, Алеша, что ты не додумался до главного: учеников надо любить. Это единственное и основное! Все от любви! Любовь рождает любовь, любовь рождает добро, тепло, уважение, нежность, чуткость. Любовь пробуждает в человеке все самое прекрасное, что есть в его душе, рождает и правильные поступки. Человек – кладезь прекрасного! И это прекрасное пробуждается любовью. Суть человека в его поступках, в его делах. Поступки – лицо человека. Поэтому, Алеша, приучай себя и школьников своих к хорошим поступкам. Есть народная мудрость: « Знания – дерево, а дело – плоды». Поэтому знания, которые ты будешь давать детям, должны превращаться в хорошие плоды, т.е. в хорошие дела, в хорошие поступки.
- Дедушка, я все понимаю, но как делать, какими методами?
- Методика одна – надо просто любить детей, а все остальное приложится само собой. А знаний, думаю, у тебя достаточно. Я расскажу тебе несколько конкретных педагогических приемов, которые мой Дедушка применял ко мне. Правда, он не знал даже слово педагогика. У него была педагогика жизни, человеческой сути, житейской мудрости.
Жили мы тогда в станице Михайловской. В третьем доме, слева от нас жила одинокая пожилая женщина. Муж и два ее сына погибли в войнах с турками. Дедушка часто заходил к ней и брал меня с собой. Мне тогда было лет пять от роду. Бабушку Катю, так ее звали, жизнь и болезни согнули. Она ходила с палкой, опираясь на нее своими костлявыми, скрюченными от вечного физического труда руками. Когда мы приходили к ней, она светло улыбалась морщинистым лицом, суетилась, не зная куда нас посадить, чем угостить.
Дедушка обычно говорил: "Мы пришли помочь тебе сделать какую-нибудь нужную мужскую работу. Вижу, плетень твоего забора похилился. Давай, мы его поправим. А Алеша и водички тебе наносит, колодец для тебя далековато". Дедушка брался поправлять забор, а я небольшим ведерком носил воду.
Закончив дела, Дедушка говорил: "Ты Катерина, не стесняйся и говори, в чем тебе пособить, мы с Петей завсегда сделаем". Она беспрерывно говорила «спасибо», провожала за калитку, доставала из кармана своего цветного, изрядно поношенного сарафана, яблоко или грушу и давала мне. Смотрела на нас ласково и благодарно, а из глаз катились слезы. Я тогда впервые остро испытал чувство жалости и сострадания к одинокой старенькой бабушке и ощущал большую радость, если мне удавалось чем-то помочь ей.
Или вот другой пример. Помню, даже вижу, как мы с Дедушкой хоронили котенка. Я, Алеша, очень удивился, когда Дедушка сказал, что умер серенький котенок, что нам надо похоронить его. Я несколько дней назад видел его шустрым, с умным взглядом светло-серых глаз, игрался с ним. Хоронили в углу палисадника. Дедушка давал и мне лопату рыть могилку, устилать ее дно сухим сеном, на которое он положил котенка и накрыл его чистой тряпочкой. Когда прировняли холмик, он послал меня срезать два цветка хризантемы и положить на могилку. К моим хризантемам добавлялись листья, падавшие с яблонь. На душе у меня было светло, от сделанного доброго дела и когда мама пришла с работы, я рассказал ей, что мы с Дедушкой похоронили умершего котенка, и я положил на его могилку два цветочка. Мама прижала меня к себе, погладила по голове и сказала: « Вы с Дедушкой молодцы, сделали доброе христианское дело».
Другой случай. Зима выдалась морозная и снежная. Многие птички погибали от холода и голода. Один жаворонок, прячась от мороза, залетел в прихожую и присел в углу подоконника. Я хотел поймать его, но Дедушка остановил меня: « Не надо его беспокоить, он и так страху натерпелся, пусть он отогреется, а мы пойдем и сделаем ему домик. Когда стемнеет, мы поймаем его и посадим в клетку, насыплем пшена и поставим водички. Так и сделали. Утром, когда я проснулся, то сразу побежал смотреть на жаворонка. Он, к моей радости, ходил по клетке и клевал пшено. Когда зима уступила дорогу весне, мы выпустили его, хоть мне было жалко расставаться с ним. Но я согласился с Дедушкой, что жаворонку нужна степь и небо, чтобы петь свои песни и свободно летать в голубом просторе. Я потом, видя в небе поющего жаворонка, всегда гадал: а не наш ли это жаворонок…
Много мы делали и других добрых дел с Дедушкой и людям, и животным, и растениям. И Дедушка делал все так, чтобы я участвовал в этих дела: носил воду бабушке Кате, копал могилку котенку, пилил досочки для клетки жаворонку, подвязывал наклонившуюся веточку …
«Смотреть и слушать – это одно, - говорил мой Дедушка, - а делать своими руками совсем другое».
Дедушка втолковывал мне, что делать добро человек обязан своей природной человеческой сущностью, и делать с любовью. На любовь и добро все живое отвечает теми же чувствами, а часто в более высокой степени.
- Так, Алеша, я думаю и тебе надо поступать со своими учениками. Делать с ними разные добрые дела, помятуя народную мудрость: « Что посеешь, то и пожнешь», « Как аукнется, так и откликнется».Я слушал Дедушку, и мне хотелось его обнять и сказать: « Милый Дедушка, ты так же учил и меня. Я все помню, всю твою науку жизни, любви, добра. Помню, что ты всегда старался видеть в жизни только светлое и смотрел на нее детскими глазами и своей детской памятью. Часто говорил мне, что самая счастливая страна – детство.
Сейчас, на склоне лет, я перебираю свою трудовую деятельность и считаю, самой интересной, полезной и светлой свое учительство в начальных классах. У первоклашек все самое искреннее, самое правдивое, самое, самое… Правильно говорится, что «устами младенца глаголит истина». А какой у них звонкий и искренний смех! Я и сейчас слышу звон настоящей человеческой радости. И моя душа трепещет радостью, что мне посчастливилось длительное время прикасаться к чуду жизни – детям, в их самом счастливом периоде жизни. Плачу слезами радости и сожаления, что это было давно и ушло безвозвратно.
«Милые мои всезнайки – галчата, где вы сейчас летаете….»Анатолий Афанасьев.