Генерал-майор Максимчик Олег Константинович, Президент Владимирской РОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В. Суворова», член Попечительского Совета РОО "ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ." 25 января 2024 года, XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. Россия. Москва. ЦДРА. Секция № 3. Каминный зал. Тезисы доклада на тему: «Суворов - больше чем гений»
Кто в мире не знает Великого русского полководца и православного воина Генералиссимуса Суворова А.В., не проигравшего ни одного из 63 проведенных им сражений? В России и во многих странах Европы установлены памятники этому гениальному человеку.
Талант полководца определяется способностью принимать безошибочные решения в условиях острого дефицита времени и достоверной информации. Возможно, по педантичным меркам военного искусства величайший русский полководец А.В. Суворов не был гением, как Македонский, Цезарь или Наполеон. А он был больше, чем гений! Второго Суворова в России не было и не будет больше никогда!
Здесь полагаю уместно привести мнение об Александре Васильевиче видного военного теоретика России генерал-адъютанта Драгомирова М.И.: “Суворов являл собою тип русского человека в лучшем, ярчайшем, оригинальнейшем своем воплощении. Он завоевал такую всеобщую любовь современников, какой не пользовался, по крайней мере, при жизни, даже Пушкин. Солдаты, офицеры и генералы готовы были умереть, но только выполнить его приказ – и, поэтому, побеждали любого противника.
Не будь его побед на Рымнике и под Измаилом, в Крыму, Польше, Италии и Швейцарии, - кто знает, какой была бы последующая история России? Но Суворов не только одержал эти победы – он воспитал, выучил, дал проявить себя множеству замечательных полководцев от Багратиона до Кутузова, которые потом отстояли Россию в 1812 г.
Кто не знает, что предшественников он не имел, школы не оставил и на целых 60 лет после смерти был вполне основательно забыт? А его система образования и воспитание войск была бы совершенно утрачена, не оставь он в наследие свою бессмертную «Науку побеждать!». "Не вспоминать имя такого человека, не следовать его системе, не вдохновляться его делами – именно и значит забыть…"
Суворовский биограф Петрушевский прав, утверждая, что в «стае екатерининских орлов» Суворов есть явление исключительное по размерам военного дарования, по оригинальности военного искусства, по самобытности военной теории, - поэтому, не может быть назван ни естественным продуктом своего времени, ни логическим шагом, предшествовавший русской военной истории.
После смерти Петра I в 1725 году страной правили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, т.е. в течении 37 лет до прихода к власти Екатерины II в 1762 году правители России занимались всем чем угодно, только не армией и флотом. Как следствие русская армия в молодые годы Суворова переживала тяжелое переходное состояние. Большинство офицеров неграмотное. Невежество, неустройство, вялость, неспособность – вот, что встретил Суворов (суточные переходы до 8 верст). В период Семилетней войны ни в гвардии, ни в армии Суворов не нашел того образца спартанского образа жизни, которому был верен до конца. Да и война давала только отрицательные примеры. Но, чтобы осмыслить и оценить - это нужно иметь свой критерий. В этом особенность исключительных фигур, это они видят вредное и опасное там, где другие не видят ничего особенного.
Однако с чего начинался Великий и непобедимый полководец? Нам современникам нынешней России с трудом можно себе представить, как одиннадцатилетний Саша Суворов, выученный на медные гроши грамоте набрасывается на Плутарха, Цезаря, Аристида, Корнелия Непота, Александра Македонского, Тюрена, Эпаминонда, Карла ХII, принца Евгения, в последствии Маршала Саксонского и на все военно-историческое, что только находит в отцовской библиотеке. От природы живой, веселый и подвижный, скачет верхом в непогоду, возвращается усталый, промокший и снова набрасывается на книги. Можно понять, что раз-другой попасть на дождь и холод никакой мальчик не откажется, но чтобы возводить это в систему и исполнять ее методично – таких мальчиков нет, если они не отмечены Божьим Перстом.
Отец был встревожен, но к счастью ломать сына не стал, благодаря в особенности своему другу генералу Ганнибалу, который посоветовал не препятствовать Саше в его слишком определенных стремлениях. Общее образование тоже не было забыто: пройдена история, география, основы философии, артиллерия, фортификация, а математику взял на себя отец. Но из книг он выучился необъятно многому: качественно, а не количественно и выучился (увидел то, чего сотни и тысячи читающих в них не находили). Выучился, одним словом, “ открытому секрету”. В этом его самобытность и исключительность. Но дело в том, что этот часто повторяемый открытый секрет, видимый и ясный Суворову, оставался непостижимым и невидимым для других. Нетрудно заметить, что читатель бывает разный: у одного все проваливается как сквозь решето; у другого задерживается только шелуха; у третьего зерно задерживается, но нет воли взрастить его и только четвертые способны посадить и взрастить. Эти последние считаются единицами и когда судьба ставит их у дел - дают великий плод. Таков был Суворов.
Работа солдата должна быть такова, чтобы война была для него отдыхом.
2. У Цезаря Суворов усвоил форсированные марши, быстроту действий
и то, что только тот может требовать чрезвычайных усилий от солдат, кто сам способен при случае дать таковые.
3. У маршала Саксонского – «Война в ногах», «Люди на войне делают
не то, что нужно, а то, чему и как их учили», т.е. утвердился в великом значении для победы силы движения и духовной силы.
Вооруженный этим секретом, стал применять на практике, как только попал на самостоятельную работу. Создал систему воспитания и образования войск, поражающую выдержкой и законченностью. Суздальское учреждение не сохранилось в подлиннике, но в окончательной форме вылилось в «Науку побеждать!»:
- «учить тому, что необходимо на войне»;- «тяжело в учении - легко в походе; легко в учении – тяжело в походе»;
- «всякий воин должен понимать свой маневр».
Величие Суворова, как воинского педагога видно из того, что он силой одного мышления создал в мирное время то, чего самые победоносные армии достигали только путем войны действительной, да притом многолетней. И в этом смысле ему нет равных ни в какую эпоху всемирной истории. Глубокий знаток человеческого сердца, а русского в особенности, он всегда находил верные слова для конкретной ситуации и добивался такого соединения, переплетения духовной силы с подчиненными, что они становились единым организмом и осознанно шли к единой цели.
А ключом к этому ларцу являлась его любовь к людям и вера в Бога, поэтому он служил Ему и сдавал Ему экзамен со своими чудо-богатырями по неслыханному преодолению себя, поднимая достоинства Духа каждого.
Бог наградил его качествами Великого человека с огромной энергетикой и способностью силой слова поднимать сознание человека до момента истины.
Суворовский солдат становился героем, знавший алфавит духовной жизни, пришедшей на этот свет с душой, готовой отдать людям свою любовь, нести добро, которая разрушает зло и привносить своим примером настроения, отвечающие божественному правосудию.
До 1799 г. его системе не доставало европейского освещения, судьба послала Великому старцу и это последнее, что его система применима со всеми войсками, на всякой местности и против всякого неприятеля, лишь бы во главе стояли люди и не его Роста, а хотя бы его типа.
И все это было у нас забыто. И возмездие за забвение не заставило себя ждать. Вместо Рымников, Фокшан, Измаилов, Треббий, Нови пошли тяжелые поражения в 1805г. под Аустерлицем и в 1807 при Фридландах.
Открытый секрет скрылся. А в чем секрет скажут? Секрет в том, что бесполезное на войне вредно вводить в мирное обучение. Секрет в том, что в солдате нужно признавать Человека и соответственно тому с ним поступать.
При крепостном праве солдат видел в офицере не командира, а барина и офицер разумел солдата не подчиненным, а рабом. А Суворову нужно было не раба лукавого, работающего из-под палки, а свободного человека, честью и во всю свою волю, готового принести в высшую жертву христианской любви за други своя. Он поднимал солдата до себя. И солдат чувствовал себя свободно; он видел в нем старшего товарища, а не недосягаемого барина. Суворову нужно было не безмолвные задеревенелые болваны, а свободные предприимчивые безгранично смелые и упорные люди. Всего этого мог добиться только полководец, наделенный от природы необыкновенными человеческими качествами.
2. С солдатами же разговаривал на одном языке и главное любил Солдата и заботился о нем. Давал ему все что положено по довольствию, а также следил за здоровьем, так как сам 7 лет был простым солдатом. И они видели суворовскую справедливость и отвечали взаимностью, называя его «Отцом родным!». Что может быть выше этого? Это и есть – Единение. Солдаты и офицеры знали, что Бог наделил его силой предвидения и верили в него. Поэтому не знали поражений.
3. Честность и порядочность, полученные от родителей и Бога. Примеров тому множество. Приведу лишь два:
• После взятия Измаила на память об этом славном деле Суворову привели великолепного в богатом убранстве коня, но он отказался, сказав: «Донской конь привез меня сюда, на нем же я отсюда и уеду». Один из генералов заметил, что теперь тяжело будет суворовскому коню везти на себе вновь добытые лавры; Суворов отвечал: «Донской конь всегда выносил меня и мое счастье». Недаром же солдаты говорили: «Наш Суворов в победах и во всем с нами в пай, только не в добыче».
• В Херсоне выполняя указание Императрицы Суворов возводил ряд крепостей, и чтобы не терять летнее время, он заключил контракты с подрядчиками, а т.к. денег не было, то надавал им векселей и, кроме того, взял у командующего Черноморским флотом вице-адмирала Мордвинова 160 000 руб. казенных денег. По завершению строительства в расчетах за выполненные работы Петербургом было отказано. После того как купцы пришли к Суворову с просьбой рассчитаться за выполненные работы, он принимает решение о срочной продаже пяти своих Новгородских деревень. Екатерина II узнав об этом отдала высочайшее повеление: «Все законтрактованное графом Суворовым заплатить немедленно и 160 000 руб., взятые им у вице-адмирала Мордвинова, не засчитывать в число ассигнованных сумм для построения крепостей по Днепру».
4. Нельзя обойти вниманием суворовские чудачества, которые были свойственны его натуре. Недаром говорят, что нет великого человека без зернышка помешательства. Припомним время: это был расцвет крепостного права и полное отсутствие понятия о служебном, самоотверженном патриотизме. Великая Немка научила русских гордиться русским именем; но своекорыстия, взлелеянного вековым рабством искоренить, конечно не могла; служили все своему личному, а не общерусскому. С этим Суворов мириться не мог. Вот в какую компанию попал на общественное служение Суворов; кто по чину, а кто и не по чину, но брали все. А он воспитанный на Плутархе, который обладал тайной пробуждать избранные натуры, слился с идеалом бескорыстного, самоотверженного служения Родине. Но он не мог высказывать прямо того, что накипело на душе; не мог и молчать; поэтому прибегал к языку Эзоповскому, благодаря коему высказывал горькую правду, не стесняясь лицом. И снова два примера:
• В мае 1787г. Потемкин устроил для Императрицы показные учения. После маневров, где Кременчугская дивизия, которой командовал Суворов была выше всяких похвал, Екатерина спросила: чем наградить тебя? «Давай тем, кто просит, ведь у тебя таких попрошаек много», - ответил Суворов. Пока царица приходила в себя, добавил: «Прикажи, матушка, отдать за квартиру моему хозяину, покоя не дает». «А много ли?» - спросила Императрица. «Много матушка – три рубля с полтиной. Промотался! Хорошо матушка за меня платит, а то беда». Екатерина женщина умная, шутки понимала, да и знала Суворова еще с Семилетней войны и вместе с тремя рублями Александр Васильевич получил орден Святого Андрея Первозванного и шкатулку с портретом императрицы с бриллиантами.
• На одном из придворных балов Царица спросила Суворова: «Чем потчевать дорогого гостя?» На что Суворов произнес: «Водочкой, матушка, и непременно с огурчиком». «Как же ты будешь общаться с фрейлинами?» - последовал вопрос. На что Суворов ответил: «Ваше Величество, они поймут, что разговаривают с Солдатом!».
Чем же можно объяснить полное забвение Великого русского полководца Генералиссимуса Суворова А.В. после смерти на многие десятилетия. Прочитав много книг о нем, я нигде не мог найти объяснения этому. Поэтому возьму на себя смелость высказать свои соображения:
1. Его спартанская жизнь, будучи офицером и даже генералом, в мирное время и на войне вызывала раздражение у военной знати и дворянства. Когда он прибыл в Вену в ранге Главнокомандующего в 1799г., то в роскошных апартаментах для него рядом с кроватью на полу была приготовлена охапка сена, на которой он спал по обыкновению. Это факт.2. В России, как и в армии, было крепостное право – к солдату относились как к рабу, а в войсках Суворова солдат был Человеком и безгранично смелым и уважаемым воином. Это вызывало озлобление.
3. В мирное время в войсках командирами много времени и денег из полковой казны расходовались на увеселительные мероприятия, праздники, балы. У Суворова и деньги, и время расходовались на проведение учений, походов и всестороннее обеспечение солдата. Он учил войска тому, что необходимо на войне. Это вызывало возмущение.
4. Его блистательные победы и безграничная любовь солдат и офицеров у придворной знати вызывали зависть.
При жизни никто не мог посметь обвинить его в пренебрежении вредными вековыми уставами, привычками и законами, потому что его Победы были необходимы России. А когда Суворова не стало, вся накопившаяся в верхах зависть, раздражение и возмущение вылилась в то, что его Имя, не без участия царей, было искусственно забыто.
Мы потомки Великого русского Гения осознаем это с горечью и надеждой на то, в наши тревожные дни о Генералиссимусе Суворове Александре Васильевиче будут вспоминать значительно чаще и не только в народе.
Приведу выдержку из его письма к Потемкину, которое мог написать именно Великий человек и подтверждает все то, что было изложено выше: «Одно мое желание, чтобы кончить высочайшую службу с оружием в руках. Долговременное мое пребывание в нижних чинах приобрело мне грубость в поступках при чистейшем сердце и удалило от познания светских наружностей; препроводя мою жизнь в поле поздно мне к ним привыкать. Наука просветила меня в добродетели: я лгу как Эпаминонд, бегаю как Цезарь, постоянен как Тюренн и прямодушен как Аристид. Не разумея изгибов лести и ласкательств моим сверстникам часто не угоден. Не изменил я моего слова ни одному из неприятностей; был счастлив, потому, что я повелевал счастьем».
Слуга Царю, отец солдатам, Великий православный Воин, защитник Отечества, сказавший: «Тщетно двинется на Россию вся Европа, она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб».
Патриот, считавший Россию уникальной страной, он на веки остался в благодарной памяти народа, как непревзойдённый образец истинного служения Родине.p/p]
Суворов стоял выше своего века, и никто тогда не мог понять, что он создал совершенно новый образ войны, прежде чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики. Равняться на него, учиться у него, гордиться им и любить его мы продолжаем и сегодня.
Думаю, что будет уместно завершить эти размышления словами произнесенными Императором Павлом при подписании им рескрипта о присвоении Великому полководцу звания Генералиссимуса войск Российских 26 сентября 1799 года: « Для одних этого много, для Суворова мало – ему быть Ангелом».
С уважением Президент ВРОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса Суворова А.В.», генерал-майор Максимчик Олег Константинович
http://www.suvorovkistysh.ru/