Деятельность организации

Генерал-майор Максимчик Олег Константинович, Президент Владимирской РОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В. Суворова», член Попечительского Совета РОО "ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ." 25 января 2024 года, XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. Россия. Москва. ЦДРА. Секция № 3. Каминный зал. Тезисы доклада на тему: «Суворов - больше чем гений»


Кто в мире не знает Великого русского полководца и православного воина Генералиссимуса Суворова А.В., не проигравшего ни одного из 63 проведенных им сражений? В России и во многих странах Европы установлены памятники этому гениальному человеку.

Талант полководца определяется способностью принимать безошибочные решения в условиях острого дефицита времени и достоверной информации. Возможно, по педантичным меркам военного искусства величайший русский полководец А.В. Суворов не был гением, как Македонский, Цезарь или Наполеон. А он был больше, чем гений! Второго Суворова в России не было и не будет больше никогда!

Здесь полагаю уместно привести мнение об Александре Васильевиче видного военного теоретика России генерал-адъютанта Драгомирова М.И.: “Суворов являл собою тип русского человека в лучшем, ярчайшем, оригинальнейшем своем воплощении. Он завоевал такую всеобщую любовь современников, какой не пользовался, по крайней мере, при жизни, даже Пушкин. Солдаты, офицеры и генералы готовы были умереть, но только выполнить его приказ – и, поэтому, побеждали любого противника.

Не будь его побед на Рымнике и под Измаилом, в Крыму, Польше, Италии и Швейцарии, - кто знает, какой была бы последующая история России? Но Суворов не только одержал эти победы – он воспитал, выучил, дал проявить себя множеству замечательных полководцев от Багратиона до Кутузова, которые потом отстояли Россию в 1812 г.

Кто не знает, что предшественников он не имел, школы не оставил и на целых 60 лет после смерти был вполне основательно забыт? А его система образования и воспитание войск была бы совершенно утрачена, не оставь он в наследие свою бессмертную «Науку побеждать!». "Не вспоминать имя такого человека, не следовать его системе, не вдохновляться его делами – именно и значит забыть…"

Суворовский биограф Петрушевский прав, утверждая, что в «стае екатерининских орлов» Суворов есть явление исключительное по размерам военного дарования, по оригинальности военного искусства, по самобытности военной теории, - поэтому, не может быть назван ни естественным продуктом своего времени, ни логическим шагом, предшествовавший русской военной истории.

После смерти Петра I в 1725 году страной правили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, т.е. в течении 37 лет до прихода к власти Екатерины II в 1762 году правители России занимались всем чем угодно, только не армией и флотом. Как следствие русская армия в молодые годы Суворова переживала тяжелое переходное состояние. Большинство офицеров неграмотное. Невежество, неустройство, вялость, неспособность – вот, что встретил Суворов (суточные переходы до 8 верст). В период Семилетней войны ни в гвардии, ни в армии Суворов не нашел того образца спартанского образа жизни, которому был верен до конца. Да и война давала только отрицательные примеры. Но, чтобы осмыслить и оценить - это нужно иметь свой критерий. В этом особенность исключительных фигур, это они видят вредное и опасное там, где другие не видят ничего особенного.

Однако с чего начинался Великий и непобедимый полководец? Нам современникам нынешней России с трудом можно себе представить, как одиннадцатилетний Саша Суворов, выученный на медные гроши грамоте набрасывается на Плутарха, Цезаря, Аристида, Корнелия Непота, Александра Македонского, Тюрена, Эпаминонда, Карла ХII, принца Евгения, в последствии Маршала Саксонского и на все военно-историческое, что только находит в отцовской библиотеке. От природы живой, веселый и подвижный, скачет верхом в непогоду, возвращается усталый, промокший и снова набрасывается на книги. Можно понять, что раз-другой попасть на дождь и холод никакой мальчик не откажется, но чтобы возводить это в систему и исполнять ее методично – таких мальчиков нет, если они не отмечены Божьим Перстом.

Отец был встревожен, но к счастью ломать сына не стал, благодаря в особенности своему другу генералу Ганнибалу, который посоветовал не препятствовать Саше в его слишком определенных стремлениях. Общее образование тоже не было забыто: пройдена история, география, основы философии, артиллерия, фортификация, а математику взял на себя отец. Но из книг он выучился необъятно многому: качественно, а не количественно и выучился (увидел то, чего сотни и тысячи читающих в них не находили). Выучился, одним словом, “ открытому секрету”. В этом его самобытность и исключительность. Но дело в том, что этот часто повторяемый открытый секрет, видимый и ясный Суворову, оставался непостижимым и невидимым для других. Нетрудно заметить, что читатель бывает разный: у одного все проваливается как сквозь решето; у другого задерживается только шелуха; у третьего зерно задерживается, но нет воли взрастить его и только четвертые способны посадить и взрастить. Эти последние считаются единицами и когда судьба ставит их у дел - дают великий плод. Таков был Суворов.

Где Суворов нашел это зерно, этот открытый секрет?
1. Рим научил его, как солдата надо беречь, но баловать не должно.
Работа солдата должна быть такова, чтобы война была для него отдыхом.
2. У Цезаря Суворов усвоил форсированные марши, быстроту действий
и то, что только тот может требовать чрезвычайных усилий от солдат, кто сам способен при случае дать таковые.
3. У маршала Саксонского – «Война в ногах», «Люди на войне делают
не то, что нужно, а то, чему и как их учили», т.е. утвердился в великом значении для победы силы движения и духовной силы.

Вооруженный этим секретом, стал применять на практике, как только попал на самостоятельную работу. Создал систему воспитания и образования войск, поражающую выдержкой и законченностью. Суздальское учреждение не сохранилось в подлиннике, но в окончательной форме вылилось в «Науку побеждать!»:

- «учить тому, что необходимо на войне»;
- «тяжело в учении - легко в походе; легко в учении – тяжело в походе»;
- «всякий воин должен понимать свой маневр».

Величие Суворова, как воинского педагога видно из того, что он силой одного мышления создал в мирное время то, чего самые победоносные армии достигали только путем войны действительной, да притом многолетней. И в этом смысле ему нет равных ни в какую эпоху всемирной истории. Глубокий знаток человеческого сердца, а русского в особенности, он всегда находил верные слова для конкретной ситуации и добивался такого соединения, переплетения духовной силы с подчиненными, что они становились единым организмом и осознанно шли к единой цели.

А ключом к этому ларцу являлась его любовь к людям и вера в Бога, поэтому он служил Ему и сдавал Ему экзамен со своими чудо-богатырями по неслыханному преодолению себя, поднимая достоинства Духа каждого.

Бог наградил его качествами Великого человека с огромной энергетикой и способностью силой слова поднимать сознание человека до момента истины.

Суворовский солдат становился героем, знавший алфавит духовной жизни, пришедшей на этот свет с душой, готовой отдать людям свою любовь, нести добро, которая разрушает зло и привносить своим примером настроения, отвечающие божественному правосудию.

До 1799 г. его системе не доставало европейского освещения, судьба послала Великому старцу и это последнее, что его система применима со всеми войсками, на всякой местности и против всякого неприятеля, лишь бы во главе стояли люди и не его Роста, а хотя бы его типа.

И все это было у нас забыто. И возмездие за забвение не заставило себя ждать. Вместо Рымников, Фокшан, Измаилов, Треббий, Нови пошли тяжелые поражения в 1805г. под Аустерлицем и в 1807 при Фридландах.

Открытый секрет скрылся. А в чем секрет скажут? Секрет в том, что бесполезное на войне вредно вводить в мирное обучение. Секрет в том, что в солдате нужно признавать Человека и соответственно тому с ним поступать.

При крепостном праве солдат видел в офицере не командира, а барина и офицер разумел солдата не подчиненным, а рабом. А Суворову нужно было не раба лукавого, работающего из-под палки, а свободного человека, честью и во всю свою волю, готового принести в высшую жертву христианской любви за други своя. Он поднимал солдата до себя. И солдат чувствовал себя свободно; он видел в нем старшего товарища, а не недосягаемого барина. Суворову нужно было не безмолвные задеревенелые болваны, а свободные предприимчивые безгранично смелые и упорные люди. Всего этого мог добиться только полководец, наделенный от природы необыкновенными человеческими качествами.

А каков же был Суворов как Человек? Вот некоторые примеры и выводы:
1. Был непрост с царями и вельможами, знал себе цену. Вызывает уважение полный достоинства ответ Потемкину на его вопрос как наградить Суворова после взятия Измаила: “Я не купец. Кроме Бога и Государыни никто меня наградить не может”.
2. С солдатами же разговаривал на одном языке и главное любил Солдата и заботился о нем. Давал ему все что положено по довольствию, а также следил за здоровьем, так как сам 7 лет был простым солдатом. И они видели суворовскую справедливость и отвечали взаимностью, называя его «Отцом родным!». Что может быть выше этого? Это и есть – Единение. Солдаты и офицеры знали, что Бог наделил его силой предвидения и верили в него. Поэтому не знали поражений.
3. Честность и порядочность, полученные от родителей и Бога. Примеров тому множество. Приведу лишь два:
• После взятия Измаила на память об этом славном деле Суворову привели великолепного в богатом убранстве коня, но он отказался, сказав: «Донской конь привез меня сюда, на нем же я отсюда и уеду». Один из генералов заметил, что теперь тяжело будет суворовскому коню везти на себе вновь добытые лавры; Суворов отвечал: «Донской конь всегда выносил меня и мое счастье». Недаром же солдаты говорили: «Наш Суворов в победах и во всем с нами в пай, только не в добыче».
• В Херсоне выполняя указание Императрицы Суворов возводил ряд крепостей, и чтобы не терять летнее время, он заключил контракты с подрядчиками, а т.к. денег не было, то надавал им векселей и, кроме того, взял у командующего Черноморским флотом вице-адмирала Мордвинова 160 000 руб. казенных денег. По завершению строительства в расчетах за выполненные работы Петербургом было отказано. После того как купцы пришли к Суворову с просьбой рассчитаться за выполненные работы, он принимает решение о срочной продаже пяти своих Новгородских деревень. Екатерина II узнав об этом отдала высочайшее повеление: «Все законтрактованное графом Суворовым заплатить немедленно и 160 000 руб., взятые им у вице-адмирала Мордвинова, не засчитывать в число ассигнованных сумм для построения крепостей по Днепру».
4. Нельзя обойти вниманием суворовские чудачества, которые были свойственны его натуре. Недаром говорят, что нет великого человека без зернышка помешательства. Припомним время: это был расцвет крепостного права и полное отсутствие понятия о служебном, самоотверженном патриотизме. Великая Немка научила русских гордиться русским именем; но своекорыстия, взлелеянного вековым рабством искоренить, конечно не могла; служили все своему личному, а не общерусскому. С этим Суворов мириться не мог. Вот в какую компанию попал на общественное служение Суворов; кто по чину, а кто и не по чину, но брали все. А он воспитанный на Плутархе, который обладал тайной пробуждать избранные натуры, слился с идеалом бескорыстного, самоотверженного служения Родине. Но он не мог высказывать прямо того, что накипело на душе; не мог и молчать; поэтому прибегал к языку Эзоповскому, благодаря коему высказывал горькую правду, не стесняясь лицом. И снова два примера:
• В мае 1787г. Потемкин устроил для Императрицы показные учения. После маневров, где Кременчугская дивизия, которой командовал Суворов была выше всяких похвал, Екатерина спросила: чем наградить тебя? «Давай тем, кто просит, ведь у тебя таких попрошаек много», - ответил Суворов. Пока царица приходила в себя, добавил: «Прикажи, матушка, отдать за квартиру моему хозяину, покоя не дает». «А много ли?» - спросила Императрица. «Много матушка – три рубля с полтиной. Промотался! Хорошо матушка за меня платит, а то беда». Екатерина женщина умная, шутки понимала, да и знала Суворова еще с Семилетней войны и вместе с тремя рублями Александр Васильевич получил орден Святого Андрея Первозванного и шкатулку с портретом императрицы с бриллиантами.
• На одном из придворных балов Царица спросила Суворова: «Чем потчевать дорогого гостя?» На что Суворов произнес: «Водочкой, матушка, и непременно с огурчиком». «Как же ты будешь общаться с фрейлинами?» - последовал вопрос. На что Суворов ответил: «Ваше Величество, они поймут, что разговаривают с Солдатом!».

Чем же можно объяснить полное забвение Великого русского полководца Генералиссимуса Суворова А.В. после смерти на многие десятилетия. Прочитав много книг о нем, я нигде не мог найти объяснения этому. Поэтому возьму на себя смелость высказать свои соображения:

1. Его спартанская жизнь, будучи офицером и даже генералом, в мирное время и на войне вызывала раздражение у военной знати и дворянства. Когда он прибыл в Вену в ранге Главнокомандующего в 1799г., то в роскошных апартаментах для него рядом с кроватью на полу была приготовлена охапка сена, на которой он спал по обыкновению. Это факт.
2. В России, как и в армии, было крепостное право – к солдату относились как к рабу, а в войсках Суворова солдат был Человеком и безгранично смелым и уважаемым воином. Это вызывало озлобление.
3. В мирное время в войсках командирами много времени и денег из полковой казны расходовались на увеселительные мероприятия, праздники, балы. У Суворова и деньги, и время расходовались на проведение учений, походов и всестороннее обеспечение солдата. Он учил войска тому, что необходимо на войне. Это вызывало возмущение.
4. Его блистательные победы и безграничная любовь солдат и офицеров у придворной знати вызывали зависть.

При жизни никто не мог посметь обвинить его в пренебрежении вредными вековыми уставами, привычками и законами, потому что его Победы были необходимы России. А когда Суворова не стало, вся накопившаяся в верхах зависть, раздражение и возмущение вылилась в то, что его Имя, не без участия царей, было искусственно забыто.

Мы потомки Великого русского Гения осознаем это с горечью и надеждой на то, в наши тревожные дни о Генералиссимусе Суворове Александре Васильевиче будут вспоминать значительно чаще и не только в народе.

Приведу выдержку из его письма к Потемкину, которое мог написать именно Великий человек и подтверждает все то, что было изложено выше: «Одно мое желание, чтобы кончить высочайшую службу с оружием в руках. Долговременное мое пребывание в нижних чинах приобрело мне грубость в поступках при чистейшем сердце и удалило от познания светских наружностей; препроводя мою жизнь в поле поздно мне к ним привыкать. Наука просветила меня в добродетели: я лгу как Эпаминонд, бегаю как Цезарь, постоянен как Тюренн и прямодушен как Аристид. Не разумея изгибов лести и ласкательств моим сверстникам часто не угоден. Не изменил я моего слова ни одному из неприятностей; был счастлив, потому, что я повелевал счастьем».

Слуга Царю, отец солдатам, Великий православный Воин, защитник Отечества, сказавший: «Тщетно двинется на Россию вся Европа, она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб».

Патриот, считавший Россию уникальной страной, он на веки остался в благодарной памяти народа, как непревзойдённый образец истинного служения Родине.p/p]

Суворов стоял выше своего века, и никто тогда не мог понять, что он создал совершенно новый образ войны, прежде чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики. Равняться на него, учиться у него, гордиться им и любить его мы продолжаем и сегодня.

Думаю, что будет уместно завершить эти размышления словами произнесенными Императором Павлом при подписании им рескрипта о присвоении Великому полководцу звания Генералиссимуса войск Российских 26 сентября 1799 года: « Для одних этого много, для Суворова мало – ему быть Ангелом».


С уважением Президент ВРОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса Суворова А.В.», генерал-майор Максимчик Олег Константинович
http://www.suvorovkistysh.ru/