ПО СУВОРОВСКОЙ НАУКЕ ПОБЕЖДАТЬ.
полковник Кучер Александр Артурович – клинический психолог, участник РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», член штаба ВВПОД «Юнармия» по ЮЗАО г. Москвы, ale-kucher@mail.ru, 8-903-502-92-95;
«Будем всегда служить Верою и Правдою России и сим посрамим врагов наших!», «Горжусь, что я русский!… … Потомство моё прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству»!
Идеи, заключенные в этих словах, великий полководец Александр Васильевич Суворов пронес через всю свою яркую жизнь, наполненную победоносными баталиями. Его «Наука Побеждать» выходит далеко за национальные рамки, преодолевая не только территориальные, но и временные границы, способна и в XXI веке быть школой для все новых и новых поколений россиян.
«Суворовская Наука Побеждать сегодня» новый проект, который стартовал в октябре прошлого, 2016 года, в кадетском классе ГБОУ СОШ «Алые Паруса». Уже несколько месяцев здесь идут практические занятия с допризывной молодежью по изучению суворовского опыта служения Богу и Отечеству, заповедей и наставлений Суворова А.В., применению их в современной жизни.
Глубокая православная вера, сознание воинского долга перед Россией, инициатива, находчивость, сообразительность, понимание своих действий, а не механическое их выполнение – вот основные качества, которые Суворов стремился развить в солдатах. Причем, духовно-нравственные основы служения, верность Отечеству он ставил на первое место. Эти же принципы, мы закладываем в свою концепцию патриотического воспитания.
Формирование именно такого стержня личности, опирающегося на традиционные православные ценности и готовность к жертвенному и деятельному служению Богу и Отечеству – главная задача, которую на протяжении многих лет ставит перед собой Региональная общественная организация ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ» в работе с порастающим поколением России.
Суворову были чужды чувства национальной исключительности и национальное чванство. Патриотизм Суворова был кристальной чистоты, в нем отсутствовало пренебрежение к другим народам и нациям. Жизненное кредо Суворова выражалось лаконично и безыскусно: «Жить – Родине служить!». В «Науке побеждать» Суворов провозглашает: «Умирай за дом Богородицы, за Матушку!», а под именем Матушки, в солдатском наречии тех времён, именовалась Россия.
Вся жизнь Суворова подтверждает, что жизненные приоритеты и цели формируются у человека с самого раннего детства. Чтобы патриотизм смог стать нормой жизни нашего общества, надо чтобы его традиции взращивались в детских душах, а воспитание детей необходимо выстраивать на приобщении их к лучшим традициям, сложившимся у наших великих и достойных предков.
Психологически онтогенез патриотизма проходит свои закономерные стадии развития и становления. Позволю кратко на них остановиться:
1. Стадия запечатления (импринтинга). Импринтинг в психологии, одно из интереснейших понятий. Происходит этот термин от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать, т.е. “оставить след”, “отметить”.
Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, который позволяет сохранить в мозговых центрах тот или иной зрительный, слуховой или иной образ, впечатление, воспоминание и т.д. Встречается это явление, как в среде животных, так и в человеческой среде. Способность «запечатления» генотипически заложено в каждом из нас. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление. В психологии – импринтинг – специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.
Импринтинг (запечатление), является избирательной фиксацией в памяти значимой информации, и как целостный психофизиологический механизм, обеспечивает участие всех анализаторов для прочного сохранения в мозговых центрах информации.
Особенностями этого процесса являются:во-первых, его возникновение в критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому;
во-вторых, во время возникновения импритинга у человека, ему достаточна только одна встреча с объектом запечатления, чтобы началось формирование изменений поведения, всвязи с запечатлением (например: встреча Шварцнегера в детстве с Власовым – изменила его жизнь); в-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо дополнительное подкрепление, лежащее за пределами той сферы, в которой происходит запечатление; и в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления остаётся на всю жизнь.
Следовательно, в процессе научения поведению патриотического характера, можно достигать импритинга (запечатления), для этого процесс обучения должен быть значимо и эмоционально насыщен для человека, получающего знания. В ходе такого закрепления знаний - лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса.
У детей с малых лет ярко выражен импринтинг. С первых дней жизни формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим.
Дети формируют общество будущего. А правильнее сказать, что мы, воспитывая и формируя детей – формируем и растим будущее России.
Тимоти Лири, американский писатель и психолог (1920-1996), выделил несколько видов импринтинга, свойственных человеку. Материнское молоко является первым и главным для только появившегося на свет ребенка источником питания, а материнские объятия - зоной безопасности. Мать дает необходимое тепло и чувство защищенности, потребность в которых у человека заложена изначально.
Территориально-эмоциональный импринтинг, или импринтинг, связанный с освоением среды и запечатлением ее свойств. Взрослые и дети определенным образом удерживают и защищают свое пространство, начиная с выбора любимой комнаты в доме, хранения там своих игрушек или вещей и заканчивая прописанными в юридических документах правами на частную собственность.
Вербальный импринтинг. Благодаря этой биопрограмме возможно запоминание звуков и символов, составляющих слова. Это в свою очередь стимулирует развитие речи и необходимой коммуникации между людьми.
Социальный импринтинг – это разновидность запечатления, при котором фиксация происходит на базовых ценностях, межполовых, этнических и других стереотипах. Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть положительным или отрицательным, но в любом случае человек настолько впитал информацию о нем, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение и к семье, и к религии, и к выбору спутника жизни и т. д. Они также влияют на общие установки, способности, интересы человека.
Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д. Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям.
2. Стадия подражания, копирования, переноса – все люди копируют друг друга. Если вы чем-то недовольны, то непременно ищете пример того, что вам будет нравиться. Если вы не пользуетесь успехом у противоположного пола, то обязательно будете искать пример (человека) для подражания, который будет вашей полной противоположностью. Вы обязательно заинтересуетесь им и захотите достичь его успехов. Это естественное положение вещей, когда вы развиваете себя, чтобы иметь то, чего хотите. Зачастую люди копируют то, что видят: внешний облик, поведение, манеру общения и т. д. При этом забывается, что за каждым поведением и созданным образом стоят мотивы, желания и мировоззрение, которое и заставляет демонстрировать все во внешнем мире.
Мы видим следствие того, что думает, желает и ценит другой человек. Если копируются лишь внешние проявления, то поведение и внешний облик будут фальшивыми, неестественными и отталкивающими. Копируя что-то, что нравится в другом человеке, сам индивид забывает о том, что внешнее должно быть подкреплено внутренним, как и наоборот. Если нет подкрепления, то все попытки показаться интересными и привлекательными обречены на провал. Фальшиво выглядит красивый человек, который считает окружающих низшими и глупыми существами.
В патриотическом воспитании важно понимать, что внешнее копирование никогда не даст положительного результата! С помощью механического подражания и бездумного копирования вырастить патриота невозможно!
Требуется кропотливо достигать копирования и запечатления примеров патриотизма на духовном и мировоззренческом уровне, учить молодежь чувствовать и мыслить так, как другой, достойный подражания человек, понимать, что движет этим человеком и уметь принимать как свои - его способ мышления, желания, которые составляют основу всего, что проявляется во внешний мир.
Наряду с копированием работает психологический механизм переноса. Этот психологический феномен, заключается в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, он не воспринимается человеком, но если учитывать эту психологическую составляющую, то можно обеспечивать защиту от антипатриотических тенденций, проникающих в наше общество и защищать от них современную молодежь.
3. Стадия мировоззрения, духовности - Суворов составил тетрадь «капральских бесед», именовавшуюся ещё «солдатским катехизисом», начав её словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!» и текстом обязательной молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и только потом переходил к наставлениям военного характера. Но и наставления он начинал с самого главного: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!». (Заметим, что выделение заглавными буквами сделано самим Суворовым!). Завершая сражение очередной победой, Суворов всегда устраивал благодарственный молебен.
Следует заметить, что и военные священники в войсках у Суворова были замечательные. Достаточно вспомнить полкового священника, который с крестом в руках и в епитрахили на плечах вёл солдат на штурм укреплений Измаила. Суворов все знаки отличия за одержанные победы – привезённые от «Матушки-Царицы» - обыкновенно после обедни сам вносил в алтарь на блюде и просил священника окропить их святой водой. Потом полководец собственноручно в церкви возлагал их на всех генералов и офицеров, а иногда и солдат, удостоенных монаршей милости. Каждого из награждённых, вызывали, он становился на колени, крестился и целовал боевую награду. После этого Суворов вручал орден и благословлял награждаемого.
В письме П.Н. Скрипицыну А.В. Суворов рассказывает о своём крестнике русском офицере Александре Карачае, сыне российского офицера-мусульманина, отмечая не только его военные таланты, рассудительность, цепкий и быстрый ум, скромность, основательность, но и его глубокую религиозность и жизнь по этим религиозным убеждениям, когда «человек вручает себя совершенно промыслу Вышнего».
Александр Суворов является для нас образцом русского патриота в лучшем понимании этого слова. Быть русским по Суворову означало и означает самоотверженно и жертвенно служить России, быть образцом неколебимой стойкости и несокрушимого духа, примером высочайшей нравственности, благочестия и глубокой православной веры.
Суворов покрыл себя неувядаемой славой ещё при жизни, а после смерти он вошёл в историю как величайший герой России и Европы. Доброе имя своё Суворов заключал в славе своего Отечества, а все успехи относил к его благоденствию. Он завещал: «Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель».Созданная Суворовым «Наука Побеждать» с её предельной простотой, ясностью изложения, эмоциональным воздействием – потенциал огромной духоподъёмной силы. Потенциал, явно недооцененный в деле объединения российского общества на пути к достижению побед общегосударственного масштаба. В русском народе существует предание, что всякий раз, когда Россия забывает Суворова, она терпит сокрушительные поражения, а как только вспоминает о нём, то одерживает великие победы. Не отличаясь с детства крепким здоровьем, Суворов хотел стать офицером и готовил себя к военной карьере. Ради осуществления своей мечты он молился Богу, укреплял своё тело и дух постом, закаливанием и физическими упражнениями.
Описав таким образом психологический механизм, фенотипически формирующий патриотизм, как понятие, имеет смысл завершить доклад непосредственно формулированием понятия патриотизма.
Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов Отечества.
Исходя из вышеизложенного – становиться понятно, что священное зерно патриотизма, живет в сущности любого человека, а вся работа по формированию личности – патриота, заключается в бережном отношении к ростку, взрастающему в Душе каждого на почве его индивидуальности. И, в связи с этим, на почве, привнесенной ближайшим социальным окружением в умы и сердца подрастающего поколения форм и способов поведения в этом мире, во благо своего Отечества! Поливая этот росток своим примером и примером других, достойных представителей нашей Родины, - мы формируем патриотов, а имея в лице А.В. Суворова – величайший пример для подражания – указываем верный путь молодежи!
В нашей истории немало достойных образов героев. Но и в ряду самых достойных, Суворов выглядит на голову выше. И сейчас, во времена не самые простые, очень уместно и своевременно вспомнить пример жизни и деятельности Александра Суворова. Князь Италийский, граф Рымникский, Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов Александр Васильевич Суворов достойно и честно прожил неполных семьдесят лет, 52 года из которых отдал воинскому служению в рядах русской армии, пройдя путь от капрала до Генералиссимуса. Суворов – один из самых образованных людей 18-го века. За всю военную карьеру не проиграл ни одного боя и сражения, провел более 60 боев и сражений против численно превосходящего противника и во всех одержал победу.
Суворов всегда учился на примерах жизни и свершений наиболее выдающихся личностей прошлого: «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру».
Мир знает Суворова не только как великого непобедимого русского воина, приумножившего честь и величие России, но и как духовного, нравственного человека. Не случайно в настоящее время работает комиссия над вопросом его канонизации. Он являет собой образец преданности Богу, Долгу и Отечеству, образец любви и заботы не только о ближнем своем, но даже и о поверженном противнике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боголюбов Ф. Взгляд генералиссимуса Александра Васильевича Суворова на религию в деле воспитания солдата // Христианское воинство. Православная традиция русской армии. М. 1997.
2. Геруа А. Суворов-солдат. СПб. 1900.
3. Суворов в сообщениях профессоров Николаевской Академии Генерального штаба. СПб. 1900.
4. Семёнов В.Е. Русская речь в современной России. // Нравственность в образовании. № 19.
5. Суворов А.В. Письма. М.: Наука, 1997.
6. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 1. Благовещенская и Лазаревская усыпальницы. СПб. 2004.
7. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа/ М.: Когито-Центр, 2003. 478 с.
8. Зембинский З. Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии. 1999.
9. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). М.: Логос, 1998. 432 с.
10. Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). М.: Логос, 1999. 520 с.
11. Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). М.: Логос, 2002. 608 с.
12. Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Логос, 2004.
13. Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия. М.: "Класс", 2000.
14. Ольшанский Д. А. Работа переноса в случае Доры // Теоретический журнал Credo New. № 3 (55). 2008.
15. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб. Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995.
16. Фрейд З. Замечания о любви в переносе. 1915.
17. Фрейд З. Влечения и их судьба (1915) // Влечения и их судьба. Букинистическое издание. Эксмо-Пресс, 1999. 432 с.
18. Фрейд З. Конструкции в анализе. - 1937.