Деятельность организации
[img]

3 марта 2009 года, в 14.00 по случаю Дня победного окончания Освободительной русско-турецкой войны 1877-78гг., у Часовни–памятника гренадерам, павшим под Плевной, состоялась торжественно-траурная церемония. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у часовни-памятника была отслужена панихида по павшим христолюбивым воинам епископом Красногорским Саввой и представителем Болгарской церкви в Москве епископом Провадским Игнатием. Им сослужили настоятель Патриаршего подворья часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной, протоиерей Александр Салтыков, руководитель сектора Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев и другие представители духовенства. Традиционно в этой церемонии принимает участие фонд "Омофор". После панихиды к подножию часовни-памятника были возложены венки и букеты цветов от посольства Болгарии, министерства обороны РФ, Центра национальной славы, фонда «Омофор», Союза друзей Болгарии и других общественных объединений.
3 марта – День Освобожденя Болгарии, национальный проздник Болгарии.
Россия имеет к этому дню самое непосредственное отношение. Свободу и независимость народу Болгарии принесла именно Россия и её воины. 3 марта -это день, когда у Часовни-Памятника мы вспоминаем и отдаём долг памяти русским воинам, павшим под Плевной и в ходе всей Русско-Турцкой войны 1877-1878 гг., всем нашим «христолюбивым воинам», отдавших жизнь свою «за други своя».
Ежегодно 3 марта, в день подписания Сан-Стефанского мирного договора между Россией и Турцией, болгарский народ отмечает свой главный национальный праздник – День Освобождения от 500-летнего османского ига.
В этот день к многочисленным могилам и памятникам русских воинов, павшим за свободу братского болгарского народа (около 200 тысяч погибших), возлагаются цветы. В 1993 году эта традиция возрождена и в Москве.
Делегация посольства Республики Болгария совместно с представителями МИД Российской Федерации и других ведомств и общественных организаций проводит торжественное возложение венков к часовне-памятнику гренадерам, павшим под Плевной.



Перед собравшимися выступили: Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Пламен Грозданов; депутат Государственной Думы России Г.В.Гудков и др.

C российской стороны принимали участие представители Федерального Собрания РФ, МИД России, Главного Управления воспитательной работы Вооружённых сил РФ, Военно-мемориального управления министерства обороны РФ, Московского Военного Округа, другие официальные лица и представители общественных организаций.

В этом году в адрес настоятеля Патриаршего Подворья Часовни-Памятника Героям Плевны протоиерею Александру Салтыкову пришла факсограмма от Посла Республики Болгария в России с сообщением,о «3 марта в 14.00 состоится торжественное возложение венков к Часовне–памятнику гренадерам, павшим под Плевной, по случаю Национального праздника Болгарии, Дня Освобождения от османского ига». В своем письме господин Посол выразил надежду «совместно отметить этот памятный день для наших народов».

В свою очередь Настоятель Патриаршего Подворья протоиерей Александр Салтыков пригласил членов фонда «Омофор» и всех наших соратников, принять участие 3 марта в торжественном Акте поминовения воинов.
Попечительский Совет и Совет Фонд "Омофор" посчитали важным, чтобы в этот день не только болгары, но и мы, потомки русских героев, отметили их память.
От Фонда "Омофор" и по его приглашению в Панихиде и траурно-торжествнной церемонии приняли участие:

Арефьев Вадим Александрович
Еремин Андрей Викторович
Киящук Тарас Васильевич
Королёв-Перелешин Александр Юрьевич
Латынин Валерий Анатольевич
Миронов Леонтий Михайлович
Римм Александр Владимирович
Рожков Михаил Анатольевич
Черкасов Александр Владимирович
Чесноков Анатолий Алесеевич
Телевизионная группа телекампании "Православная энциклопедия" во главе с Каневым Сергеем, др. наши соработники.

Члены делегации Фонда "Омофор" возложили венок к Часовне-Памятнику Героям Плевны.


Краткая историческая справка


Русско-турецкая война 1877-1878 годов, называвшаяся современниками Великой Освободительной войной, имела своей главной и почти единственной целью оказать помощь братским народам, томившимся в турецком рабстве.
Эта цель была достигнута. Моральный смысл войны 1877-1878 гг. является драгоценным достоянием русской истории.

В истории России и Европы Русско-турецкая война 1877-1878 по своим объективным последствиям занимает особое место. Победа России в войне оказала огромное влияние на исторические судьбы народов Балканского полуострова, обеспечив освобождение этих народов от многовекового, жестокого иноземного владычества. Она положила начало самостоятельному государственному существованию Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

Символом непреходящей памяти о героях той войны является Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября (10 декабря н.ст.) 1877 года, расположенная в центре Москвы, в сквере у Ильинских ворот.

Часовня-памятник гренадерам повествует о подвигах русской армии в войне 1877-1878 годов за освобождение Болгарии и других славянских народов Балкан, повествует о тех событиях, которые имели столь огромное значение в прошлом, и к которому так чутко отнеслась в то время вся Россия.

Однако через тридцать лет свершилась Октябрьская революция, в результате которой богоборческий режим стер в памяти народной величие подвига русских воинов – освободителей. Чудом сохранилась в полуразрушенном состоянии до наших дней Плевненская Часовня, как памятник монументального искусства.

В декабре 1993 года Правительство Москвы передало Часовню Русской Православной Церкви. Она возвращает нас к тем великим событиям, напоминает о нашем долге чтить память великих предков. Духовенство и прихожане возобновили духовную жизнь часовни, выполняя завет гренадеров.

Часовня-Памятник гренадерам, павшим под Плевной, была отреставрирована, к празднованию 120-летнего юбилея окончания Русско-турецкой войны – 3 марта. Освящение Часовня - Памятник освящена в честь великого русского полководца - благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО и иконы Божией Матери ЗНАМЕНИЕ.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия храм - Часовня Памятник гренадерам, павшим под Плевной, в декабре 1999 года возведена в статус Патриаршего Подворья.


Высказывания современников войны и строительства Часовни-Памятника гренадерам, Героям Плевны

Из обращения к войскам об открытии добровольной подписки на памятник среди служащих корпуса февраль 1878 год.
“Служа данью глубокого уважения к памяти павших в этом сражении, воздвигаемый памятник послужит поддержанием в дальнейших потомках высоких воинских чувств: доблести, отваги и мужества, а для народов Балканского полуострова - напоминанием, что своею свободою, новою жизнею они обязаны христианскому великодушию русского народа, искупившего их освобождение кровью верных сынов.”

Из речи при открытии и освещении памятника-часовни 28 ноября 1887 г. Генерал-майора генерального штаба, начальника штаба гренадерского корпуса А.И.Маныкина-Невструева:
…Почти в каждой войне совершаются нередко события, имеющие решающее влияние на все дальнейшие операции. Таким решающим событием было бесспорно сражение под Плевной 28 ноября 1877 года…
Что означало участие в сражении под Плевной 28 ноября именно гренадер? Счастливый жребий. Будь вместо гренадер другие войска, они бы также покрыли себя славой и никто в этом не сомневается. Почему памятник этот именуется Гренадерским? В силе сказанного, - он есть памятник славы не одних гренадер, но и всей Русской армии.”

Из выступления подполковника, старшего адъютанта штаба гренадерского корпуса И.Я. Сокола при открытии и освещении часовни 28 ноября 1887 года:
«Памятник воздвигнут и отныне, на вечные времена, в часовне памятника будут совершаться поминовения усопших, будут возноситься молитвы об упокоении души: в Бозе почивающего Императора Александра Николаевича, славных вождей безвременно погибших, и наших братьев – гренадер, положивших живот свой на поле брани…
…Пусть же этот Памятник, воздвигнутый благодарным гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны, когда они воодушевляются святой православной верой, безграничной любовью царю и Отечеству!»

Из Воззвания Болгарского Центрального Комитета в Бухаресте к болгарскому народу:
«Братья! Народ, который в борьбе проливает кровь за свою свободу и независимость, рано или поздно восторжествует. Без жертв нет вольности! Раздавленный веками ига, одного из самых варварских, как многажды, так и в минувшем году, восстали мы, чтобы воспротестовать подобным отчаянным способом против вековечных притеснителей.
Полчища турецких извергов утопили протест наш в крови и произвели те неслыханные зверства, которым нет оправдания, зверства, потрясшие весь свет. Села наши оказались сожжены: матери, любимые, дети обесчещены и вырезаны без жалости; священники распяты на крестах; храмы божьи осквернены, и невинными окровавленными жертвами устланы были поля. Целый год несли мы мученический крест, но средь неописуемых утеснений и страданий теплилась надежда, укреплявшая нас. Надеждой, которая ни на минуту не оставляла нас, была великая православная Русь.
Братья! Не напрасно ждали мы ее мощную поддержку, минул год, идет она и спрашивает отчета за кровь мучеников.
Скоро зареют победоносные русские стяги у нас в отечестве, и под их сенью положены будут начатки лучшего будущего.
Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, свершить сейчас то же, что ранее сделали для освобождения греков, румын, сербов.
Болгары! Встретим все как один братьев-освободителей и посодействуем русской армии…».
12 апреля 1877 год, Бухарест:

«Български глас», I, № 44, 16 апреля 1877 года. Белград:
«Пробил последний час в решении широко обсуждаемого Восточного вопроса. Несчастный болгарский народ! После горьких веков, невыносимых черных дней, лишь в XIX веке извечно могучая покровительница наша Россия сжалилась над своими порабощенными братьями и отдалась с кипучей энергией и сильным воодушевлением тому, чтоб вырвать нас из когтей диких зверей — турок.
Русь вступила в сражение с пятивековым врагом славян. Почему объявила она войну Турции? Россия свободна, народ ее наслаждается волей и независимостью, но война объявлена в помощь порабощенным на Балканах.
Россия проливает сегодня свою славянскую кровь на ратном поле, чтобы открыть миру существование братьев, ежеминутно гибнущих под ятаганом варвара. Россия хочет их спасти. Думает она извлечь какую-либо выгоду из этой военной кампании? Отвечаем: Россия желает увидеть болгар свободными. Такова ее выгода.
Спросим себя, болгары. У славян, которых видим мы ныне идущими проливать свою кровь, разве нет жен, детей, братьев, сестер, матерей и отцов, и оставляют они их, чтобы сражаться за нашу вольность и независимость?
Разве по ним не плачет никто и о них тужить некому? Есть у них жены, есть дети, и есть кому о них тужить, однако провожают воинов со слезами радости на глазах и благословляют, ведь им приобретать утерянную или, верней сказать, силой отобранную свободу нашу.
Прогремела уже первая русская пушка, развернулось знамя со златоглавым орлом. Немощен враг наш, а заступница могуча и крепнет с каждою минутой. Сейчас должны мы жертвовать, кто чем может, одни морально, а другие материально. Снимем, наконец, и последнюю рубаху, чтобы способствовать освобождению.
Братья!
Час, которого ждали мы на протяжении пяти веков, пробил, и простерло солнце яркие лучи свои, желая осветить нас, сирых.
Лучше всем, присоединившись к нашим единокровным доброжелателям, пролить кровь на поле брани, чем гибнуть ежеминутно в турецких застенках, чем безвинну качаться на виселице, чем выслану быть в азиатские пустыни.
Лучше погибнуть героем с мечом в руке, чем зря убиту быть варварами. Только кровью нашей можно смыть пятно соглашательства, которым деды запятнали невинное чело наше.
Провозгласим же многие лета Александру II! Многие лета народу русскому! Многие лета славному роду славянскому! С нами Бог!»

Командир гренадерского корпуса, генерал-лейтенант
Павел Степанович Ганецкий:
Бой 28 ноября с Османом-пашой решил участь его армии, столь стойко сопротивляющейся всем усилиям нашего оружия в течение почти 8 месяцев. Армия эта со своим достойным командующим во главе, в числе 40 тысяч сдалась нам безусловно …
Я горжусь командовать такими войсками и должен сказать вам, что я не нахожу слов, чтобы достойно выразить мое уважение и удивление к вашим боевым доблестям.
Нося с полным сознанием священного долга все трудности блокадной службы под Плевною, вы завершили его боем 28 ноября, как настоящие герои. Помните, что не я один, а и вся Россия, все сыны ее ликуют и радуются вашей славной победе над Осман-пашой…»

Российская общественность очень бурно реагировала в то время на события Русско-турецкой войны, пресса живо комментировала ее итоги.

«… Плевна - это имя сделалось предметом общего внимания. Падение Плевны было событием, наступления которого каждый ожидал с напряженным вниманием со дня на день… Падение Плевны решало весь вопрос войны.” Так писали в одной из главных столичных газет - Известиях. (Известия 329, 1880).

Газеты писали:
“Бой 28-го ноября независимо от военного, имеет широкое историческое значение, как для России, так и в особенности для Славянских народов Балканского полуострова. Бой этот можно назвать поворотною точкою во всей минувшей кампании. До 28 ноября наши войска, хотя и успели уже покрыть себя достодолжной славой, но, тем не менее, конечная цель кампании была еще далеко; тормозом служила Плевна, с ее героем защитником Османом-пашой. Но вот 28 ноября 1877 г. Осман-паша со своею сорокатысячною армией, по составу лучшей во всей Турции, делает попытку прорваться и всею тяжестью своего отборного войска обрушивается на гренадер.
Гренадеры малым числом, по сравнению с противником, не только не пропустили армии Османа-паши, но смяли ее и заставили положить оружие. Эта блестящая победа, увенчавшая гренадер венком славы, прорвала плотину затруднений, о которых разбивались дотоле безграничное самопожертвование и неустрашимое мужество наших войск. С 28 ноября громкие успехи нашего оружия полились быстрым потоком.
В короткое время, уничтожив почти всю турецкую армию, русские войска совершили беспримерно-стремительный переход через Балканы, и достигли стен Царьграда; с этого дня, можно смело сказать, загорелась заря, несомненно, лучшего будущего для многострадальных единоплеменников и единоверцев наших, столь долго томившихся под тяжелым игом турок”.

После падения Плевена вся Европа была взбудоражена.
В документах отразилось как мнение правительств (преимущественно великих держав), так и народных масс, общественности Европы и России. Фактически под Плевеном был решен исход войны. Еще до капитуляции Османа-паши Дизраэли-Биконсфильд писал английской королеве, что «падение Плевена, который пока еще не пал, будет большим несчастьем для Британской империи». По словам одного из современных английских историков Фэрно Раперта, «Бои под Плевеном стали поворотным пунктом в русско-турецкой войне».

На второй день после безоговорочной капитуляции армии Османа-паши Порта обратилась ко всем государствам с нотой, в которой просила о посредничестве с целью приостановления военных действий. По вполне понятным причинам в Константинополе, а также и в Лондоне началась настоящая паника. Министры обвиняли друг друга в предательстве интересов Турции.
Английский посол в Константинополе Лайярд тут же отправил своему правительству доклад, в котором предупреждал, что «не следует верить никаким обещаниям и клятвам, данным Россией».

12 декабря 1877 года лорд Э. Дерби передал русскому послу в Лондоне графу П. А. Шувалову меморандум с выражением резкого протеста против предполагаемого вступления в Константинополь и захвата проливов Русской армией. Как известно, русские не имели намерений надолго оставаться в Константинополе. Они считали это временной мерой, возможной только в случае крайней необходимости.

С особой радостью была воспринята весть о падении Плевена славянскими народами.
«Плевен, до тех пор не известный, — читаем на страницах «Современных известий», — в 1877 году стал дорогим именем для славян, при одном упоминании которого в воображении воскресают стоны, смерть и страдание, радость победы и надежда на светлое свободное будущее».
«Ни одна наша победа, — писал один из современников, — не вызвала таких шумных восторгов, как победа под Плевеном. Едва ли радость русских проявилась бы с большей силой даже в случае овладения столицей Константинополем».

Известия № 327, 1882 писали: “ 28 ноября 1882 исполнится ровно пять лет, как пала Плевна. Это событие имело решающее значение в ходе последней войны. Оно произвело потрясающее впечатление на всю Россию. Даже весть о Сан-Стефанском мире по силе впечатления не могла сравниться с ликующим настроением, вызванным сдачей Плевны и пленом Османа-паши с его армией. … Падение Плевны говорило нам, что внешнее препятствие к осуществлению заветной мечты сломлено. Что невзгодам войны наступил конец. День падения Плевны вызвал искреннее, неподдельное ликование, полное светлых надежд на скорое осуществление конечных целей войны. И эти надежды не обманули народа: после падения Плевны русское воинство покрыло себя славой величайшего подвига переходом через непреступные Балканы в суровое зимнее время. Падение Плевны было и остается одним из величайших событий в истории славянского освобождения. Плевна дотоле неизвестная, пять лет назад стала дорогим именем славян; при звуке этого имени воскресают в воображении: стоны, смерть и страдания; радостные крики, победа и надежда на светлое, свободное будущее.”





Выдержки из книги
ПАМЯТНИКИ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПЛЕВЕНСКОМ ОКРУГЕ
(Военно-исторические музеи – Плевен, Партиздат, София 1976
авторы: Гена Тодорова, Мария Васильева)

«Высокие холмы около Плевена, арена кровопролитных сражений за свободу, памятники, музеи, мавзолеи и парки все в этом городе и его окрестностях напоминает об эпических пятимесячных боях во время Освободительной русско-турецкой войны 1877 года. Здесь на каждом шагу мы останавливаемся перед подвигом, самым массовым по своему охвату, самым величественным по своему героизму и самоотвержению; склоняем головы перед одной эпопеей доблести, самопожертвования и удивительной богатырской храбрости, перед неувядающей славой и бессмертием освободителей Болгарии – русских витязей».
В этом городе оживают предания о доблести, необыкновенной смелости и самоотверженности героев Плевенской эпопеи. Оживают образы и дела столь ревностно сохраняемые и заветно передаваемые из поколения в поколение. … Здесь оживает воспоминание о необыкновенно храбром генерале Скобелеве, о бессмертном майоре Горталове, о полковнике Розенбоме, генерале Лаврове, поручике Нягеле, рядовом Овчиннекове, о тысячах известных и неизвестных героях, сложивших свои головы в боях за Плевен, за свободу Болгарии».

«И над всем этим ярче блестит пословничная (легендарная?) храбрость, доблесть и мужество русских солдат. Оказавшись далеко, за тысячи километров от своей родины, они понимали, что участвуют в справедливой, освободительной войне, вдохновляясь идеей освобождения своего младшего славянского брата».

«Плевен неизвестный и небольшой город до 1877 г., но будучи перекрестком важных в стратегическом отношении путей в Северной Болгарии, приобрел мировую известность